РЕШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Комитет по охране здоровья и спорту

17 мая 2002 г.
№ 72

О предложениях Стоматологической Ассоциации России по внесению изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации

Как известно, с выходом в свет «Бюджетного кодекса» России. Между этим законом и «Гражданским кодексом» России было обнаружено противоречие. Согласно «Гражданскому кодексу», все учреждения, в Уставе которых значится предпринимательская деятельность, вправе использовать полученные от нее средства (платные услуги и др.) по своему усмотрению — на зарплату, ремонт, переоснащение и т.д. Согласно же «Бюджетному кодексу», все средства, получаемые от предпринимательской деятельности, подлежат изъятию в бюджет, после чего возможно возвращение этих средств (или их части) в виде бюджета заработавшему их учреждению.

Возникшая коллизия уже вывала большие сложности у многих государственных стоматологических учреждений, понизила их интерес к платным услугам, стимулировала возврат к черному рынку услуг. Дальнейшие последствия могут быть еще хуже. Как стало известно редакции, Президент СтАР, профессор В.К. Леонтьев и В.Ю. Гераскин обращались в комитет по охране здоровья Госдумы России и выступали там. Наш корреспондент встретился с ними и задал ряд вопросов.

— Вас заслушали в Комитет по охране здоровья Госдумы? Чем вызвано такое «гостеприимство»?

— Мы посчитали, что данный Комитет должен помочь разобраться в возникшей ситуации с разногласиями в двух законах и принять решение, способствующее развитию здравоохранения. Лишь эта инстанция способна внести поправку к Законам. Поэтому наше обращение было естественным и необходимым.

— Пострадали ли от указанного противоречия другие объекты социальной сферы в нашей стране?

— Мы не изучали эту сторону проблемы, но убеждены, что это затрагивает интересы всех учреждений, ведущих предпринимательскую деятельность.

— Кто-нибудь, кроме СтАР, ставил вопрос перед властью об устранении данных противоречий, например, Российская медицинская Ассоциация, другие общественные институты?

— Нет.

— Каков, по вашему мнению, шанс на скорое решение проблемы?

— Рассмотрение обращения в Комитете Госдумы, прошло в целом в положительном ключе, хотя к нашему удивлению, судя по выступлению ряда членов Комитета, они не смогли или не захотели вникнуть или не прониклись важностью этой проблемы для учреждений здравоохранения. Большее понимание мы встретили среди представителей бюджетного комитета. Судя по их выступлениям, они понимают все негативные последствия того, к чему могут привести указанное противоречие. Однако, судя по тому, что даже ожидание принятия решения о создании специальной комиссии по дальнейшему рассмотрению этого вопроса длилось более двух месяцев, на быстрое решение рассчитывать не приходится. Кстати, представитель СтАР включен в члены созданной комиссии.

— Знаете ли Вы об уже возникших проблемах в связи с выходом «Бюджетного кодекса»?

— Да, знаем. Они уже есть, хотя по разному проявляются в разных регионах. Крайности таковы: там, где понимают значение предпринимательской деятельности в развитии здравоохранения, налицо попытки смягчить удар. Там, где руководители региона этого не понимают, они просто изымают заработанные учреждением деньги, не думая о последствиях. Удивляет безразличие государственной власти: в условиях, когда она не в силах содержать как собственник социальную сфер, оно не только не предпринимает шагов к поддержанию инициативы самих учреждений, решающих проблемы ее выживания, а наоборот, подсекает последние дополнительные источники финансирования, которые по своей инициативе и за счет своей деятельности зарабатывают средства для нормальной работы государственных учреждений. Все это совершенно не логично и не понятно.

— Каковы шансы решить этот вопрос в 2002 году?

— Никаких. Но мы, отслеживая ситуацию, при ее затягивании обратимся в Арбитражный суд, Конституционный суд или в другие инстанции.

— Кого, на Ваш взгляд, надо привлечь в стране для корпоративного прессинга на власть?

— Мы думаем, что это необходимо. В первую очередь проблема должна быть широко озвучена в средствах массовой информации. Кроме того, мы бы ожидали поддержку нашей позиции со стороны Минздрава России.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Комитет по охране здоровья и спорту

РЕШЕНИЕ

17 мая 2002 г.
№ 72

О предложениях Стоматологической Ассоциации России по внесению изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации

Рассмотрев предложения Стоматологической Ассоциации России, заслушав доклад президента Ассоциации Леонтьева В.К. о состоянии стоматологической помощи в Российской Федерации, выступления членов Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, представителей Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, Минфина России, Минимущества России, Комитет отмечает следующее.

В настоящее время имеет место несоответствие гражданского и бюджетного законодательства Российской Федерации по вопросу правового статуса бюджетных и внебюджетных средств, их учета и расходования бюджетными учреждениями. Пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что доходы, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Гражданский кодекс Российской Федерации не относит указанные доходы и имущество ни к государственной или муниципальной собственности, ни к собственности учреждения как юридического лица.

С другой стороны пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доход и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Положение абзаца второго пункта 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации о самостоятельности бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов и расходов не реализуется.

Изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, подготовленные Стоматологической Ассоциацией России, направлены на:

— исключение из доходной части бюджетов доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход;

— воспроизведение в Бюджетном кодексе Российской Федерации нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о самостоятельном распоряжении учреждением доходами от приносящей доходы деятельности и учете их на отдельном балансе.

Принятие этих поправок в предложенном варианте может привести:

К потере прозрачности и подконтрольности денежных потоков (прежде всего, внебюджетных) со стороны собственника, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения;

Возможным потерям государственного и муниципального имущества без воли собственника.

Комитет решил:

1. Отметить, что нормы бюджетного законодательства ограничивают права бюджетных учреждений, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, по самостоятельному распоряжению доходами. Полученными от деятельности, приносящей доход, и приобретенным за счет этих доходов имуществом.

2. Направить предложения Стоматологической Ассоциации России на экспертное заключение в Минфин России, Минимущество России, Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по собственности.

3. Комитету Государственной Думы по охране здоровья и спорту доработать изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации с учетом замечаний, высказанных депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, специалистами Минфина России, Минимущества России, оформить их в виде проекта федерального закона в соответствии с требованиями Регламента Государственной Думы и внести на рассмотрение Государственной Думы.

Председатель Комитета
Н.Ф. Герасименко